Информация о сертификации
Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2008 года №90
"Об утверждении технического регламента «Процедуры подтверждения соответствия"
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый технический регламент «Процедуры подтверждения соответствия».
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан 4 февраля 2008 года № 90
Технический регламент
«Процедуры подтверждения соответствия»
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий технический регламент (далее - Регламент) применяется при подтверждении соответствия продукции или услуг (в виде принятия декларации о соответствии или выдачи сертификата соответствия) требованиям, установленным регламентами, стандартами, или условиями договоров (далее - нормативные документы).
2. Настоящий Регламент применяется при обязательном и добровольном подтверждении соответствия.
Иными регламентами могут устанавливаться другие процедуры подтверждения соответствия продукции или услуг, учитывающие особенности производства продукции, оказания услуг, испытаний, поставок и эксплуатации продукции, но не противоречащие настоящему Регламенту.
3. При обязательном подтверждении соответствия подтверждается соответствие продукции обязательным требованиям регламентов, конкретных стандартов, обеспечивающим его безопасность для жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества и безопасности объекта.
4. При добровольном подтверждении соответствия подтверждается соответствие продукции или услуг требованиям стандартов или иного нормативного документа по выбору заявителя, а так же специальным требованиям заявителя.
5. Процедуры подтверждения соответствия проводят исключительно органы по подтверждению соответствия (далее - Орган) и испытательные лаборатории (центры) аккредитованные на право проведения таких испытаний.
6. Расходы, связанные с проведением работ по подтверждению соответствия оплачиваются заявителем, не зависимо от ее результатов, на основании договора.
7. Сертификаты соответствия (далее - Сертификат) иностранных государств, протоколы испытаний продукции, знаки соответствия признаются в соответствии с международными договорами.
Признание иностранных документов в сфере подтверждения соответствия осуществляется в порядке установленном уполномоченным органом в области технического регулирования.
8. Общие требования к процедурам подтверждения соответствия, установленные в настоящем Регламенте соответствуют документам Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии.
Глава 2. Сертификация продукции
9. Сертификация продукции проводится в добровольном или в обязательном порядке.
10. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции, используются методы испытаний, позволяющие:
1) провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и другие;
2) полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья человека, охрану окружающей среды, установленным в регламентах, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательном подтверждении соответствия, при соблюдении условий использования, хранения и транспортирования продукции.
Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
11. Схемы, применяемые при сертификации продукции, установлены в приложении 1 к Регламенту.
При сертификации следует использовать схему, обеспечивающую необходимую доказательность соответствия продукции установленным требованиям, в том числе, принятым в зарубежной и международной практике.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее Органу.
2. Требования к нормативным документам на сертифицируемую продукцию
12. В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, правила отбора продукции и контрольных образцов, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию в соответствии с пунктом 3 настоящего Регламента.
13. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.
Содержание и изложение положений должно позволить различным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последовательность влияет на результаты испытаний.
14. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить идентификацию продукции, а также содержать указания об правилах применения, месте и способе нанесения знака соответствия. Маркировка продукции должна осуществляться в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Проведение сертификации
15. Сертификация продукции включает:
1) подачу и рассмотрение заявки на сертификацию;
2) принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;
3) заключение договора на проведение работ по сертификации;
4) отбор, идентификацию образцов и их испытание;
5) оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
6) анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) Сертификата;
7) регистрацию Сертификата в реестре государственной системы технического регулирования;
8) выдачу Сертификата;
9) осуществление инспекционного контроля за сертифицированным объектом (если это предусмотрено схемой сертификации);
10) предоставление информации о результатах сертификации.
16. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку на проведение сертификации, согласно приложению 2 к Регламенту, в Орган.
17. При наличии нескольких органов данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
18. Орган рассматривает заявку и не позднее пятнадцати дней после ее получения сообщает заявителю о своем решении. Для физических лиц и субъектов малого предпринимательства срок рассмотрения заявки не должен превышать десяти дней.
Решение по заявке на проведение процедуры подтверждения соответствия оформляется по форме согласно приложению 3 к Регламенту и содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данного объекта, в том числе указывается предлагаемая схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень проверяемых показателей, наименование испытательной лаборатории (центра) (далее лаборатория), а так же условия инспекционного контроля.
19. В случае если заявитель согласен с условиями процедур подтверждения соответствия, заключается договор на проведение данных работ.
20. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации в соответствии с пунктом 11 настоящего Регламента и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.
Заявитель представляет техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в нормативных документах на данную продукцию.
21. Отбор образцов для испытаний осуществляет Орган или по его поручению аккредитованная лаборатория.
22. Отбор образцов оформляется актом, по форме согласно приложению 4 к Регламенту, подписываемым представителем Органа и заявителем, а так же представителем аккредитованной лаборатории в случаях предусмотренных пунктом 22 настоящего Регламента.
23. Отобранные образцы упаковываются, пломбируются (если это возможно) в присутствии заявителя и направляются в аккредитованную лабораторию с приложением акта отбора образцов продукции и технической документации к ним, перечень которой устанавливается Органом.
В случаях предусмотренных нормативными документами, осуществляется хранение контрольных образцов продукции в течение срока годности продукции или срока действия сертификата в лаборатории проводившей сертификационные испытания. Конкретные сроки хранения образцов продукции устанавливаются в нормативных документах, на данную продукцию.
При этом, учитывая ограниченность экземпляров, не осуществляется хранение отдельных видов продукции, установленных Регламентами.
24. Испытания для сертификации проводятся по методам, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.
Испытания проводятся в сроки, предусмотренные в нормативной документации на методы испытаний данного объекта и согласованные с Органом.
В случае, если сроки испытаний не предусмотрены в нормативных документах, то данный срок не должен превышать 30 календарных дней.
25. При отрицательных результатах испытаний хотя бы по одному из показателей (характеристик), испытания с целью сертификации объекта прекращаются, за исключением случаев продолжения проведения испытаний по согласованию с заявителем.
При отрицательных результатах испытаний, Орган направляет решение об отказе в выдаче сертификата, по форме согласно приложению 5 к Регламенту, с протоколом испытаний заявителю и уполномоченному органу в области технического регулирования.
26. Протоколы испытаний представляются заявителю и в Орган. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливаются в нормативных документах на данную продукцию и в документах лаборатории.
27. Заявитель представляет в Орган документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции, если это установлено законодательством Республики Казахстан.
28. Заявитель может представить в Орган протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных лабораториями, аккредитованными в системе технического регулирования.
После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содержащихся в них результатов законодательству Республики Казахстан и нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, - Орган может принять решение о выдаче Сертификата или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах. В случае выявления нарушения в представленных документах, заявитель может устранить данные нарушения, и представить на повторное рассмотрение Органу только в части выявленных нарушений.
29. Если нормативными документами установлены испытания, связанные с большими затратами средств, времени и для трудно транспортируемых изделий, когда проведение сертификационных испытаний является сложным, а отбор образцов дорогостоящим, Орган может принять решение о совмещении сертификационных испытаний с испытаниями, проводимыми в процессе производства с участием представителей Органа и аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с методиками проведения испытаний определенной областью аккредитации.
Данные испытания проводятся в порядке, установленном для сертификационных испытаний.
30. В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства продукции.
Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в нормативных документах на данную продукцию. При этом проверяются:
1) обеспеченность нормативными и техническими документами, их состояние;
2) соблюдение технологического процесса и состояние его метрологического обеспечения;
3) наличие системы входного, приемочного контроля и периодических испытаний;
4) наличие системы технического обслуживания и ремонта оборудования и средств испытаний;
5) обеспеченность сырьем и материалами;
6) стабильность качества сертифицируемой продукции;
7) наличие условий хранения;
8) наличие учета и анализа рекламаций.
Результаты анализа состояния производства оформляются актом с соответствующим выводом, и направляется заявителю. В случае отрицательных результатов проверки, работа по сертификации заявленной продукции по выбранной схеме прекращается, о чем Орган в трехдневный срок письменно извещает заявителя.
После устранения выявленных недостатков или выбора иной схемы сертификации заявитель представляет новую заявку на сертификацию.
31. При наличии у заявителя Сертификата на производство или систему менеджмента- качества сертифицируемой продукции, выданного или признаваемого в рамках государственной системы технического регулирования Республики Казахстан, анализ состояния производства не проводится.
32. Сертификация продукции по схемам 9 и 10 указанные в приложении 1 к Регламенту, проводится на основании заявки и документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям.
К заявке о соответствии прилагаются:
1) протоколы испытаний продукции, ранее проведенных;
2) ранее полученные действующие сертификаты на продукцию или на используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, системы менеджмента качества и производство;
3) заключения, справки и иные документы о соответствии продукции установленным обязательным требованиям, выданные уполномоченными государственными органами.
33. К заявке о соответствии должны прилагаться документы на государственном или русском языках.
34. Если представленная заявителем вместе с заявкой информация недостаточна для подтверждения соответствия продукции, Орган предлагает заявителю сертифицировать продукцию по другой схеме.
35. Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства, или сертификации системы менеджмента указываются в Сертификате на продукцию.
36. Орган после анализа протоколов испытаний, оценки производства и других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям.
Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения Орган принимает решение о выдаче Сертификата, оформляет Сертификат и регистрирует его в реестре выданных Сертификатов. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.
В Сертификате должны быть указаны:
1) сведения о соответствии продукции установленным требованиям;
2) сведения о предоставлении заявителю права маркирования сертифицированной продукции знаком соответствия;
3) сведения о наличии у заявителя действующей системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом;
4) сведения о документах, служащих основанием для выдачи Сертификата, в соответствии со схемой сертификации;
5) применяемая схема сертификации.
К Сертификату прилагаются протоколы всех испытаний продукции, проведенных при сертификации.
Сертификат выполняется на бланках установленного образца.
37. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:
группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям;
изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в Сертификате.
При отрицательных результатах оценки соответствия продукции Орган выдает решение об отказе в выдаче Сертификата с указанием причин.
38. Срок действия Сертификата устанавливает Орган с учетом выбранной схемы сертификации, специфики продукции, ее производства, срока действия нормативных документов, требований нормативных документов на конкретную продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система менеджмента (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года или срока годности продукции.
Срок действия Сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают, при этом Сертификат аннулируется с момента истечения срока годности продукции.
Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия Сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), Сертификат действителен при поставке, продаже продукции в течение срока годности (службы) продукции, установленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
39. В пределах срока годности продукции срок действия Сертификата может быть продлен Органом, выдавшим Сертификат. Срок действия Сертификата при этом не должен превышать трех лет со дня выдачи Сертификата. Продление срока действия Сертификата может выполнятся по желанию заявителя одним из следующих способов:
1) слева от графы Сертификата «Действителен до ____» вносится запись «Срок действия продлен до ____», которая заверяется подписью первого руководителя или уполномоченного им лица и печатью Органа;
2) оформляется новый Сертификат с сохранением регистрационного номера продлеваемого Сертификата и указанием номенклатуры продукции и количества, на которое продлевается Сертификат.
40. Если срок действия Сертификата, выданного на продукцию серийного производства, закончился, а продукция, выпущенная в период его действия, находится на стадии реализации, то действие Сертификата может быть продлено на весь срок годности или хранения продукции при наличии соблюдения условий ее хранения, но не более чем на три года.
41. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на показатели, удостоверяемые при сертификации, держатель Сертификата незамедлительно уведомляет об этом Орган, выдавший Сертификат, который принимает решение об отмене или приостановке действия Сертификата до проведения полных или частичных испытаний или оценки состояния производства этой продукции.
Держатель Сертификата не имеет права реализовывать продукцию с внесенными в неё изменениями до тех пор, пока Орган не уведомит его о принятом решении.
42. Если показатели продукции, установленные в нормативном документе на данную продукцию, удостоверяемые при сертификации, изменены на более жесткие, то действие Сертификата прекращается с даты внесения изменения в нормативный документ.
43. В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи Сертификата.
44. Копия Сертификата соответствия, выполняется на бланках установленного образца, заверяется подписью первого руководителя или уполномоченного им лица и печатью Органа.
Копия Сертификата соответствия вместе с документами, на основании которых она была выдана, хранится в Органе не менее года после окончания срока его действия. Если срок действия не установлен, то копия Сертификата должна хранится не менее пяти лет с даты её выдачи.
45. Выдача дубликата Сертификата соответствия производится Органом выдавшего данный Сертификат при утере (порче) заявителем подлинника Сертификата. В этом случае заявитель направляет заявление в произвольной форме с указанием обстоятельств утери (порчи).
Дубликат Сертификата регистрируется под тем же номером, что и подлинник, с указанием даты выдачи подлинника и дубликата, при этом в правом верхнем углу бланка проставляется штамп «Дубликат».
Дубликат Сертификата продлению не подлежит.
46. Продукция, на которую выдан Сертификат, может маркироваться знаком соответствия, установленным законодательством Республики Казахстан.
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец), на основании Сертификата, зарегистрированного в Органе в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.
47. Инспекционный контроль осуществляет Орган, выдавший Сертификат.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, (если это предусмотрено схемой сертификации), в течение всего срока действия Сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция, продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Периодичность инспекционного контроля определяет Орган, выдавший Сертификат. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также Органов, осуществляющих государственный контроль за объектом, на который выдан Сертификат.
48. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы менеджмента, стоимость проведения инспекционного контроля и так далее.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в нормативных документах на данную продукцию.
49. Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:
1) анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
2) проверка соблюдения условий, необходимых для выпуска продукции стабильного качества;
3) проведение испытаний продукции и анализ их результатов;
4) оформление результатов контроля и принятие решений.
При наличии Сертификата на производство или систему менеджмента качества конкретной продукции и положительных результатов инспекционного контроля за ним, анализ условий для выпуска продукции стабильного качества не проводится.
50. Результаты инспекционного контроля оформляют актом произвольной формы, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного Сертификата.
Акт хранится в Органе не менее трех лет, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.
51. По результатам инспекционного контроля Орган может приостановить или отменить действие Сертификата в случае несоответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных документов, в случаях:
1) отрицательного результата испытаний продукции при инспекционном контроле;
2) изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний без соответствующего уведомления Органа;
3) изменение конструкции (состава), комплектности продукции, организации и (или) технологии производства, без соответствующего уведомления Органа;
4) изменения (невыполнения) требований технологии производства продукции;
5) изменения (невыполнения) методов контроля и испытаний, системы менеджмента без согласования с Органом.
52. Решение о приостановлении действия Сертификата принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без дополнительных испытаний соответствие продукции нормативным документам в аккредитованной лаборатории при повторном инспекционном контроле.
Действие Сертификата может быть приостановлено или отменено по взаимному согласию между Органом и заявителем в связи с прекращением производства данной продукции или по иным причинам.
53. Отмена действия Сертификата может быть в случаях:
1) если выявленное несоответствие продукции неисправимо;
2) если заявитель не выполняет свои финансовые обязательства в отношении Органа;
3) если заявитель не принял соответствующих мер в период временной приостановки действия Сертификата;
4) если заявитель не желает продлить срок действия Сертификата;
5) если производство продукции прекращено (передано другому производству) или произошла ликвидация предприятия.
54. Информация о приостановлении действия или отмене действия Сертификата доводится Органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, уполномоченного органа в области технического регулирования и других заинтересованных лиц.
Орган письменно извещает заявителя и уполномоченный орган в области технического регулирования, информирует потребителей и заинтересованных участников сертификации конкретной продукции о приостановлении действия или отмене Сертификата.
55. Продукция, Сертификат которой был отменен, может быть представлен заявителем на повторную сертификацию после выполнения им корректирующих мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных при инспекционном контроле. В этом случае работы по сертификации проводятся заново без учета результатов предыдущей сертификации данной продукции.
Глава 3. Сертификация услуг
1. Основные положения
56. Сертификация услуг осуществляется на соответствие требованиям установленным нормативными документами.
57. При сертификации услуг проверяются характеристики (показатели) услуг и используются методы испытаний (проверок), позволяющие:
1) провести идентификацию услуг, в том числе, проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (модели-образцу, техническому описанию, путевке и другим) и функциональному назначению;
2) подтвердить соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в нормативных документах.
58. Схемы, применяемые при сертификации, определяются заявителем с учетом особенностей исполнения услуг, возможности проведения испытаний, требуемого уровня доказательности, возможных затрат заявителя при обеспечении сохранности имущества потребителя.
59. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородных услуг.
Схемы сертификации, применяемые при сертификации услуг, приведены в приложении 6 к настоящему Регламенту.
60. Работы по сертификации услуг оплачиваются заявителем.
2. Порядок проведения сертификации
61. Сертификация услуг включает следующее:
1) подачу заявки на сертификацию в Орган;
2) принятие решения по заявке;
3) выбор схемы сертификации;
4) оформление договора между Органом и заявителем на проведение работ по подтверждению соответствия;
5) проведение испытаний (проверки) услуг и (или) оценки процесса оказания услуг, мастерства исполнителя, аттестации предприятия, сертификации систем менеджмента качества;
6) анализ получаемых результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата;
7) регистрация в реестре выданных сертификатов;
8) выдача Сертификата;
9) проведение инспекционного контроля за услугой по сертификации (в соответствии со схемой сертификации).
62. Заявку на сертификацию заявитель направляет, по форме согласно приложению 2 к Регламенту, в Орган, аккредитованный в этой области.
При наличии нескольких органов оказывающих данные услуги, заявитель вправе направить заявку в любой из них.
63. Орган рассматривает заявку в срок, не позднее одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение, и выдает подписанный им договор на проведение работ по сертификации услуг в двух экземплярах. Решение по заявке на проведение сертификации услуг, составляется по форме согласно приложению 7 к настоящему Регламенту и содержит все основные условия сертификации, согласно порядку сертификации данной услуги, с указанием схемы сертификации.
64. Сертификационные испытания проводятся в сроки, согласованные с Органом.
65. При проведении испытаний (проверки) осуществляется:
1) выборочная проверка результатов оказанных услуг на соответствие требованиям нормативных документов;
2) оформление заключений по протоколам испытаний (проверок).
Количество проверяемых результатов услуг и порядок их отбора определяет Орган в соответствии с нормативными документами на данную услугу.
66. Испытательная лаборатория направляет в Орган протокол испытаний, количество экземпляров которого определяет Орган.
67. Орган при положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы предоставленных документов, оформляет Сертификат и регистрирует его в реестре выданных сертификатов и выдает заявителю.
68. В случае необходимости, исполнитель услуг может использовать копии Сертификата, выполненные на бланке установленной формы.
69. Срок действия Сертификата устанавливает Орган с учетом схемы сертификации на услугу, а также срока, на который выдан Сертификат на систему менеджмента, не более, чем на три года.
70. При внесении изменений в условия обслуживания или технологию исполнения услуг, которые могут повлиять на их соответствие требованиям нормативных документов, заявитель должен известить об этом Орган, выдавший Сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок.
71. При отрицательных результатах сертификационных испытаний (проверок), несоблюдении требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации, Орган выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче Сертификата.
72. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой, осуществляет Орган, выдавший Сертификат.
73. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой предусматривает:
1) анализ информации о сертифицированной услуге;
2) организацию комиссий для проведения инспекционного контроля;
3) проведение проверки;
4) оформление результатов проверки и принятие решения.
74. Периодичность и объем инспекционного контроля на соответствие услуг требованиям, установленным при сертификации, определяет Орган в зависимости от состояния и стабильности качества сертифицированных услуг, но не реже, чем один раз в год.
75. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться в случаях неоднократного поступления информации о претензиях к качеству услуг от физических и юридических лиц, обращений государственных органов, осуществляющих государственный контроль.
76. По результатам инспекционного контроля Органом составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается участниками инспекционного контроля и представителем держателя Сертификата.
Один экземпляр акта направляется держателю Сертификата, другой - находится в Органе.
77. По результатам инспекционного контроля Орган может приостановить или отменить действие Сертификата, в случае несоответствия оказываемой услуги требованиям нормативных документов, а также в случаях:
1) изменения нормативного документа на оказание услуг;
2) изменения технологического процесса оказания услуг;
3) изменения методов контроля, испытаний (проверок), системы обеспечения качества, в случае если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуг и условий обслуживания требованиям, проверяемым при сертификации;
4) в случае прекращения деятельности предприятия по оказанию услуг.
78. Решение о приостановлении действия Сертификата принимается в случае устранения обнаруженных причин несоответствия путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом, его выдавшим, и подтверждения без проведения повторных сертификационных испытаний с целью проверки соответствия услуг нормативным документам.
Информация о приостановлении действия или отмене Сертификата доводится Органом, выдавшим Сертификат, до сведения исполнителя услуг, уполномоченного органа в области технического регулирования, потребителей и других заинтересованных лиц. Отмена Сертификата действует с момента исключения его из реестра государственной системы технического регулирования.
79. При нарушении соответствия услуг или условий обслуживания установленным требованиям, осуществляются корректирующие мероприятия.
80. При проведении корректирующих мероприятий Орган:
1) приостанавливает действие Сертификата;
2) информирует исполнителя услуг, уполномоченного органа в области технического регулирования, потребителей и других заинтересованных лиц;
3) устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
4) проверяет выполнение корректирующих мероприятий;
5) уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности (или нежелательности) использования услуг и порядке устранения выявленных нарушений.
81. После выполнения корректирующих мероприятий Орган направляет исполнителю услуг, уполномоченному органу в области технического регулирования уведомления о снятии приостановления действия Сертификата.
При невыполнении исполнителем услуг корректирующих мероприятий или их неэффективности орган отменяет Сертификат.
Глава 4. Принятие декларации о соответствии
82. Декларация о соответствии - документ поставщика (изготовителя, продавца) установленной формы, удостоверяющий соответствие продукции установленным требованиям.
83. Оплата работ по рассмотрению и регистрации декларации о соответствии (далее - декларация) Органом оплачивается поставщиком (изготовителем, продавцом) на договорной основе.
84. Декларацию вправе принимать физические и юридические лица. Поставщик (изготовитель, продавец) принимает декларацию на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям.
85. В качестве документов, являющихся основанием для принятия поставщиком (изготовителем, продавцом) декларации могут использоваться:
1) протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных поставщиком (изготовителем, продавцом) и/или другими аккредитованными испытательными лабораториями;
2) ранее полученные действующие сертификаты на продукцию или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
3) акты государственного контроля продукции, подтверждающие соответствие продукции требованиям законодательства Республики Казахстан;
4) документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям (поставки сырья, производственного процесса, сборки, готовой продукции, упаковки, маркировки), сертификаты системы менеджмента качества или производства предприятия.
86. Декларация может приниматься в отношении конкретной продукции или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению.
87. Декларация принимается на срок, установленный поставщиком (изготовителем, продавцом) продукции, исходя из планируемого срока выпуска данной продукции или срока реализации партии продукции, но не более чем на один год.
По окончании срока действия декларации поставщик (изготовитель, продавец) может принять новую декларацию в порядке, установленном настоящим Регламентом.
88. Декларация заполняется на бланках установленной формы и подписывается руководителем организации - изготовителя (исполнителя) и заверяется его печатью.
89. Принятая поставщиком (изготовителем, продавцом) декларация подлежит регистрации в аккредитованном Органе.
90. К направляемой на регистрацию декларации прилагаются:
1) заявление о регистрации произвольной формы;
2) копии документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, перечисленных в пункте 89 настоящего Регламента;
3) копии документов, подтверждающих стабильность производства продукции (копии актов государственного контроля о соблюдении требований нормативных документов по стандартизации, копии актов внутреннего контроля стабильности производства);
4) копии документов, подтверждающих техническую компетентность испытательных лабораторий поставщика (изготовителя, продавца) (аттестаты аккредитации или иные эквивалентные им документы) или копии договоров с аккредитованными лабораториями на проведение испытаний, предусмотренных технологическим процессом изготовления продукции и нормативными документами по стандартизации на данную продукцию.
Декларация с необходимыми документами может быть направлена на регистрацию поставщиком (изготовителем, продавцом) только в один выбранный им Орган.
91. Орган в срок, не более 10 дней рассматривает и проверяет:
1) наличие данного вида продукции в перечне продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией;
2) правомочность поставщика (изготовителя, продавца) принять декларацию согласно пункту 89 настоящего Регламента;
3) полноту и правильность указания нормативных документов по стандартизации, предусмотренных для подтверждения соответствия данной продукции;
4) наличие всех документов, предусмотренных для данной продукции законодательством Республики Казахстан на право ее изготовления;
5) правильность заполнения декларации.
92. По результатам рассмотрения и проверки Орган регистрирует декларацию в специальном разделе реестра зарегистрированных деклараций.
93. Регистрация осуществляется путем присвоения декларации регистрационного номера, содержащего идентификационное обозначение (код) Органа и порядковый номер внесения декларации в реестр.
В реестр заносится наименование организации, принявшей декларацию, ее адрес, регистрационный номер декларации и вид продукции, соответствие которой подтверждено, срок действия декларации.
Реестр зарегистрированных деклараций ведется Органом отдельно от реестра выданных сертификатов.
94. В декларации указываются регистрационные сведения (наименование и адрес Органа, зарегистрировавшего декларацию, дату ее регистрации, регистрационный номер декларации) и заверяется подписью первого руководителя или уполномоченного им лица и печатью Органа.
95. Зарегистрированная декларация хранится у поставщика (изготовителя, продавца) вместе с документами, на основании которых она была оформлена, не менее трех лет после окончания ее срока действия.
В течение того же срока, в Органе хранятся копия зарегистрированной декларации и сопроводительные для регистрации документы.
96. Декларация может иметь копии и приложение, содержащее перечень продукции, на которую распространяется ее действие.
Копии декларации заверяются подписью руководителя заявителя и печатью (для юридического лица).
97. При изменении требований нормативных документов, указанных в декларации, а также реорганизации юридического лица поставщик (изготовитель, продавец) оформляет новую декларацию и представляет ее на регистрацию в тот же Орган в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Приложение 1
к техническому регламенту
Схема сертификации продукции
Номер схемы
Способы подтверждения соответствия
Проверка производства
Инспекционный контроль
Срок действия сертификации
Примечание
1
2
3
4
5
6
1
Испытания типа
6 мес.
Маркировка не производится
2
Испытания типа
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства
12 мес.
Маркируется вся выпускаемая продукция данного типа
3
Испытания типа
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
12 мес.
Маркируется вся выпускаемая продукция данного типа
4
Испытания типа
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя Анализ состояния производства
18 мес.
Маркируется вся выпускаемая продукция данного типа
5
Испытания типа
Сертификация производства или системы менеджмента качества
Испытания образцов,* взятых у продавца.
Испытания образцов, взятых у изготовителя. Контроль производства (системы менеджмента качества)**
36 мес.
Маркируется вся выпускаемая продукция данного типа
6
Испытания типа
Сертификация системы менеджмента качества
Контроль системы менеджмента качества**
36 мес.
Маркировка не производится
7
Испытания партии
Не устанавливается, но не более срока годности продукции
Маркировка не производится
8
Испытания каждого изделия
Не устанавливается
Маркируется каждое изделие
9
Рассмотрение заявки о соответствии с прилагаемыми документами
Не устанавливается, но не более срока годности продукции
Маркировка не производится
10
Рассмотрение заявки о соответствии с прилагаемыми документами.
Анализ состояния производства
12 мес.
Маркировка не производится
Примечания:
* - необходимость и объем испытаний определяет орган по подтверждению соответствия продукции по результатам контроля за сертифицированной системой менеджмента качества (производством)
** - осуществляет орган, выдавший сертификат на производство или систему менеджмента качества.
Применение схем сертификации
1. Схемы сертификации 1 - 6 и 10 применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 - при сертификации уже выпущенной продукции.
2. Схему 1 рекомендуется применять при ограниченном, заранее оговоренном объеме реализации продукции.
3. Схему 2 можно применять при сертификации импортной продукции, поступающей по долгосрочным контрактам или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам.
4. Схему 3 следует применять для сертификации серийной продукции, стабильность производства которой не вызывает сомнения.
5. Схему 4 применяют при необходимости всестороннего и жесткого контроля за стабильностью характеристик продукции.
6. Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:
реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний;
характерна частная смена модификаций продукции;
продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.
Схема 6 отличается тем, что не предусматривает сертификацию конечного изделия и рекомендована для сертификации комплектующих изделий.
Схему 6 можно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему менеджмента качества, если номенклатура подтверждаемых при сертификации характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, действующих на территории Республики Казахстан.
7. Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство и реализация данной продукции носят разовый характер (партия, единичные изделия).
8. Схему 9 рекомендуется применять для импортируемой продукции в следующих случаях:
для малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей;
при ввозе продукции для собственных нужд и производства (комплектующие, сопутствующая продукция, сырье и полуфабрикаты для производства, технологическая оснастка, приборы и инструменты для производства, оборудование для монтажа и так далее);
при ввозе продукции для реализации иными предприятиями при отсутствии в регионе испытательных лабораторий.
9. Схему 10 рекомендуется применять при сертификации продукции отечественных производителей при нерегулярном выпуске или при продолжительном производстве в небольших объемах выпуска.
Схему целесообразно принимать при сертификации продукции, заявленной субъектами малого предпринимательства.
10. Не допускается использование схем 9 и 10 при сертификации следующих групп однородной продукции: продуктов детского питания; игрушек, бензинов автомобильных, лекарственных средств.
Приложение 2
к техническому регламенту
«____» ____________ 200_ года
________________________________
(наименование органа по
________________________________
подтверждению соответствия,
________________________________
адрес)
Заявка на проведение сертификации
______________________________________________________________________________________________
(наименование заявителя с указанием адреса и банковских реквизитов)
именуемый в дальнейшем «Заявитель», в лице ______________________________________________________
(должность, Ф.И.О.,
______________________________________________________________________________________________
адрес проживания, номер телефона)
просит провести по схеме № _____________________________________________________________________
сертификацию _________________________________________________________________________________
(полное наименование заявленной продукции, услуг)
______________________________________________________________________________________________
на соответствие ________________________________________________________________________________
(наименование конкретных требований)
установленных _________________________________________________________________________________
(наименование, номер и дату нормативного документа)
______________________________________________________________________________________________
(при необходимости указать номера пунктов)
______________________________________________________________________________________________
Настоящей заявкой сообщаем сведения продукции, услуге _____________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Настоящей заявкой обязуюсь:
соблюдать процедуры подтверждения соответствия;
обеспечить стабильность показателей (характеристик) сертифицируемой продукции, услуг;
оплатить в соответствии с договором расходы, связанные с сертификацией и инспекционной проверкой продукции, услуг;
Приложения:
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
___________________________ М.П. _______________________
(подпись уполномоченного лица) (инициалы, фамилия)
Приложение 3
к техническому регламенту
РЕШЕНИЕ
по заявке на проведение процедуры подтверждения соответствия
№ ____________ от «___» _____________ 200__ г.
______________________________________________________________________________________________
(наименование органа по подтверждению соответствия)
рассмотрев заявку от «______» ___________________ 200__ г. с прилагаемыми документами
______________________________________________________________________________________________
(наименование заявителя, адрес, телефон)
на подтверждение соответствия __________________________________________________________________
(наименование объекта (при подтверждении
______________________________________________________________________________________________
соответствия продукции указать код КП ВЭД и/или ТН ВЭД)
орган по подтверждению соответствия РЕШИЛ:
Вариант 1. По схемам сертификации 1 - 8
Сертификацию провести по схеме _______________________________
(номер схемы)
При сертификации объекта провести оценку соответствия объекта требованиям
______________________________________________________________________________________________
(наименование, номер и дату нормативного документа (при
______________________________________________________________________________________________
необходимости указать номера пунктов)
Анализ состояния производства провести _______________________________________________________
(указать аккредитованную
______________________________________________________________________________________________
лабораторию и экспертов-аудиторов)
Инспекционный контроль провести ____________________________________________________________
(указать кем проводится и периодичность
______________________________________________________________________________________________
проверки)
Вариант 2. По схемам сертификации 9 и 10
На основании представленных документов выдать сертификат соответствия.
В связи с недостаточностью информации в представленной документации для проведения процедуры подтверждения соответствия, следует сертифицировать по схеме ____.
Вариант 3. По регистрации декларации о соответствии
Зарегистрировать декларацию о соответствии ________________________
(номер, дата)
Устранить выявленные несоответствия _____________________________________________________
(перечень несоответствий
______________________________________________________________________________________________
требованиям нормативных документов)
______________________________ М.П. ______________________
(подпись уполномоченного лица) (инициалы, фамилия)
Приложение 4
к техническому регламенту
Акт отбора образцов
от «____» ______________ 200__ г.
Предприятие ___________________________________________________________________________________
(наименование, адрес)
Адрес и место отбора ____________________________________________________________________________
Акт составлен представителем органа по подтверждению соответствия
_______________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
с участием _____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. заказчика или его представителя)
Образцы предъявленной продукции отобраны в соответствии с
________________________________________________________________ для сертификационных испытаний.
(наименование нормативного документа)
Продукция получена по _________________________________________________________________________
(товарно-транспортной накладной; Ж/Д квитанции №,
______________________________________________________________________________________________
по контракту №, дата; договору №, дата)
Изготовитель __________________________________________________________________________________
(страна, организация (индивидуальный предприниматель), адрес)
Поставщик ____________________________________________________________________________________
(страна, организация (индивидуальный предприниматель), адрес)
Осмотром установлено __________________________________________________________________________
условия хранения _______________________________________________________________________________
вид и состояние тары, упаковки, емкостей __________________________________________________________
надписи на упаковке и этикетках __________________________________________________________________
Образцы отобраны от продукции, предъявленной под наименованием:
Наименование образцов предъявленной продукции
Ед. изм.
Номер партии
Размер партии
Дата изготовления
Срок годности
Количество отобранных образцов продукции
1
2
3
4
5
6
7
Срок хранения (востребования) контрольных образцов проб ____ месяцев со дня подписания настоящего акта.
Представитель органа по подтверждению _________ ______________________ соответствия
(подпись) (инициалы, фамилия)
Представитель аккредитованной лаборатории _____________ ____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Заявитель _____________ _________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение 5
к техническому регламенту
«__» __________ 200__ г.
______________________________________
(полное наименование заявителя)
______________________________________
(должность, фамилия руководителя)
______________________________________
(адрес заявителя)
Копия: ________________________________
(наименование уполномоченного органа)
______________________________________
(в области технического регулирования)
РЕШЕНИЕ
об отказе в выдаче сертификата соответствия
______________________________________________________________________________________________
(наименование органа по подтверждению соответствия)
сообщает следующее:
1. Согласно Вашей заявке от «____» ____________ 200__ г. проведены сертификационные испытания заявленной продукции __________________________________________________________________________
(наименование объекта)
2. Согласно протоколу сертификационных испытаний № от «___» ______________ 200__ г. предъявленная на сертификацию продукция не соответствует требованиям
______________________________________________________________________________________________
(наименование, номер и дату нормативного документа
______________________________________________________________________________________________
(при необходимости указать номера пунктов)
3. На основании анализа полученных результатов сертификационных испытаний предъявленной продукции Вам отказано в оформлении и выдаче сертификата соответствия.
4. Вам необходимо привести в соответствие данную продукцию или утилизировать либо уничтожить в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.
Приложение: протокол сертификационных испытаний № ____ от «__» _________ 200_ г. на ____ листах
_____________________________ М.П. __________________________
(подпись уполномоченного лица) (инициалы, фамилия)
Приложение 6
к техническому регламенту
Схема сертификации услуг
(Нумерация в соответствии с оригиналом)
Номер схемы
Оценка мастерства исполнения
Оценка процесса оказания услуг
Аттестация предприятия
Сертификация системы менеджмента
Выборочная проверка результата услуг
Инспекционный контроль
1
2
3
4
5
6
1
+
+
Проверка результата услуг*
2
+
+
Контроль стабильности процесса оказания услуг
3
+
Выборочная проверка результата услуг
4
+
+
Выборочная проверка результата услуг*
5
+
Контроль стабильности процесса оказания услуг
Примечание.
* - Сертификация нематериальных услуг осуществляется методом социологической оценки
Применение схемы сертификации услуг
1. Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг, что включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуг (отремонтированных, вычищенных и других изделий), а также последующий инспекционный контроль.
Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.
2. Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуг, которая может осуществляться двумя способами:
проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания;
оценкой системы менеджмента.
Инспекционный контроль осуществляется путем контроля стабильности процесса оказания услуг.
При проверке технологического процесса контролируется:
1) полнота технологической документации;
2) соответствие оборудования требованиям выполняемого техпроцесса;
3) соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса;
4) соблюдение технологической дисциплины;
5) соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям выполняемого технологического процесса.
При оценке системы менеджмента проверяется:
1) политика в области качества;
2) руководство по качеству;
3) соответствие элементов системы менеджмента установленным требованиям;
4) эффективность системы менеджмента с точки зрения достижений целей, установленных в областях качества.
При наличии у заявителя сертификата на систему менеджмента оценка системы менеджмента не проводится.
3. Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата услуг.
Схема может применяться для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовление изделий по индивидуальным заказам).
Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной проверки результата услуг.
4. Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку;
состояния его материально-технической базы;
санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей;
ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуг;
четкости и своевременности обслуживания;
качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.);
профессионального мастерства обслуживающего персонала.
Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др.
Результатом оценки предприятия в целом может быть присвоение разряда (категории, класса, звезды).
Инспекционный контроль может осуществляться с использованием социологических методов.
5. Схема 5 предусматривает сертификацию системы менеджмента и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.
Сертификация системы менеджмента осуществляется органом по подтверждению соответствия услуг с привлечением экспертов-аудиторов по системам менеджмента в соответствии с нормативными документами Государственной системы технического регулирования Республики Казахстан. Может применяться при сертификации всех видов услуг.
Примечание - Сертификация нематериальных услуг осуществляется путем экспертной или социологической оценки.
Приложение 7 к техническому регламенту
РЕШЕНИЕ
по заявке на проведение сертификации услуг
№ ____________ от «___» _____________ 200__ г.
_______________________________________________________________________________________________
(наименование органа по подтверждению соответствия)
рассмотрев заявку от «______» _____________________ 200___ г. с прилагаемыми документами
_______________________________________________________________________________________________
(наименование заявителя, адрес, телефон)
на сертификацию _______________________________________________________________________________
(наименование услуги, код КП ВЭД)
орган по подтверждению соответствия РЕШИЛ:
1. Сертификацию провести по схеме ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
(номер схемы сертификации)
2. Испытания для сертификации провести в _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
(наименование аккредитованной испытательной лаборатории)
3. Сертификацию провести на соответствие требованиям __________________________________________
(наименование,
______________________________________________________________________________________________
номер и дату нормативного документа (при необходимости указать номера пунктов)
4. Инспекционный контроль осуществлять ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
(указать периодичность проверки)
5. Работы проводить на основе ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
(указать номер и дату договора)
__________________________ М.П. ___________________
(подпись уполномоченного лица) (инициалы, фамилия)
В постановлении Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2008 года № 90 «Об утверждении технического регламента «Процедуры подтверждения соответствия» (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 4, ст. 48):
в Техническом регламенте «Процедуры подтверждения соответствия», утвержденном указанным постановлением:
в пункте 3 слово «обязательным» исключить;
в пункте 11 слова «, в том числе, принятым в зарубежной и международной практике» исключить;
пункт 14 исключить;
в пункте 18:
слово «пятнадцати» заменить словом «трех»;
слова «десяти дней» заменить словами «одного дня»;
в пункте 22 цифру «22» заменить цифрой «21»;
в пунктах 31 и 49 слова «производство или» исключить;
в подпункте 2) пункта 32 слова «и производство» исключить;
в подпункте 3) пункта 32 слово «обязательным» исключить:в пункте 35 слова «сертификации производства,» исключить; в пункте 38 слова «сертифицировано производство или» исключить; в подпункте 2) пункта 57 слово «обязательным» исключить; в пункте 63 слова «одного месяца» заменить словами «десяти дней»; в пункте 91 цифру «10» заменить цифрой «3»; в приложении 1 к техническому регламенту:
в графе 3, строки порядковый номер 5, слова «производства или» исключить.
во втором абзаце примечания слова «производство или» исключить.
на главную